- интродукция растений
интроду́кция расте́ний, переселение отдельных видов за пределы естественного ареала в места, где они раньше не произрастали. Основы И. р. разрабатывал ещё О. Декандоль (1855). Н. И. Вавилов вместо чисто эмпирических приёмов «проб и ошибок» предложил прогнозировать реальный успех И. р. путём сопоставления всей суммы природных условий родины интродуцента с таковыми же района интродукции. В разработке научных основ И. р. большую роль сыграла теория Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Большинство современных культурных растений являются интродуцентами. В XVIXVII вв. в Европу завезены из Америки кукуруза, картофель, подсолнечник, перец стручковый, томат, табак и др. В Центральную и Южную Америку сахарный тростник попал из Южной Азии через Канарские острова. В Северной Америке уже в XVII в. культивировались привезённые из Европы слива, яблоня, груша, конский каштан и др. В Австралии появились кукуруза, тыква, маслина, виноград, цитрусовые и др. Обычные для сельского хозяйства Африки батат, маниок, арахис завезены из Америки. Большое хозяйственное значение имела интродукция эвкалипта из Австралии в страны Африки и Азии. При И. р. из природного ареала в новые районы нередко происходит улучшение жизненности видов (сортов) и тех хозяйственно ценных признаков, ради которых осуществляется интродукция: повышение урожайности плодов (семян), фитомассы, устойчивости к различным факторам среды, болезням, вредителям и др. Так, наиболее ценные сорта пшеницы характерны для далёких окраин её ареала (Европа, Америка, Австралия). В природных экосистемах И. р. часто способствует восстановлению состава и функции нарушенных фитоценозов, уменьшает риск вымирания видов. Вместе с тем работы с интродуцентами могут привести и к нежелательным последствиям, например, переносу вместе с семенами, черенками, саженцами возбудителей болезней (грибы, бактерии), насекомых-вредителей, а также сорняков, которые могут вызвать негативные изменения в биоценозах или даже формирование новых экологических комплексов с резко обеднённой местной флорой. И. р. должна осуществляться с соблюдением карантинных правил.
Научную работу по И. р. ведут ботанические сады, в которых в экспериментальной культуре часто сосредоточено большое разнообразие тех или иных растений. Из коллекционных фондов отбирают наиболее перспективные для практики и введения в промышленную культуру. В СССР Совет ботанических садов к 1962 подготовил районирование интродукционной работы, для чего выделено 11 регионов, в каждом из которых ботанические сады проводят подбор полезных растений местного ассортимента, изучают биологию растений, перспективных прежде всего в данном регионе, и т. д. Ботанические сады много сделали для введения в широкую культуру различных пищевых растений (прежде всего плодовых, ягодных, орехоплодовых): облепихи, лимонника, айвы японской, ореха серого и маньчжурского, фундука и др. Работу по И. р. осуществляют также сельскохозяйственные научно-исследовательские и учебные институты, опытные станции и интродукционные питомники.
Литература:
Головкин Б. Н., История интродукции растений в ботанических садах, М., 1981;
Роль интродукции в сохранении генофонда редких и исчезающих видов растений, М., 1984.
Сельское хозяйство. Большой энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия. В. К. Месяц (главный редактор) и др. . 1998.